Формально площадь Святого Петра, расположенная перед одноименным собором, находится не в Риме и даже не в Италии, а на территории города-государства Ватикан. Но к чему лишние условности? Направляясь к собору, достаточно перейти через неширокую белую линию со столбиками по внешнему периметру площади – и вот вы уже в Ватикане. Полшага назад – в Италии. Впрочем, вернуться вы всегда успеете, да и прозрачные границы в ЕС – не Бог весть какая невидаль, а площадь Святого Петра в Ватикане или, если угодно, в Риме, стоит никак не меньше католической мессы.
Странная дорога, ведущая к храму
На флаге Ватикана два скрещенных ключа. Один – от Царствия Небесного, второй – от Вечного города. Площадь Святого Петра – символ безусловного духовного единства, воплощенный посредством архитектурных форм – с высоты птичьего полета тоже напоминает то ли огромную замочную скважину, то ли еще один ключ.
Но, строго говоря, площадь Святого Петра в Риме – это не одна, а три площади: Ретта («прямая»), Обликва («наклонная») и Рустикучи (по названию дворца, принадлежавшего роду Рустикучи).
Прямая как стрела виа делла Кончилиационе (улица Примирения), проложенная от замка Святого Ангела к Ватикану в 1936-50 гг., усиливает эффект: собор полностью доминирует над улицей, закрывая своей громадой весь горизонт.
Стилизованные под обелиски фонари по обеим сторонам улицы сливаются в одну колоннаду и ведут к настоящему обелиску на площади. Но по мере приближения купол собора вдруг начинает постепенно «проваливаться» и вскоре полностью исчезает за фасадом…
Как все начиналось
В начале новой эры на месте площади и собора – между Ватиканским холмом и холмом Яникул – находились сады и цирк Нерона. Считается, что именно на его арене были казнены Апостолы Петр и Павел.
В середине I в. в цирке был установлен обелиск высотой 25,5 м, привезенный из Египта в 40 г., еще при Калигуле.
Таких обелисков в Риме было немало, но до наших дней сохранилось всего 13. Жители Вечного города полагали, что эти сооружения символизируют возрождение и силу, а иероглифы на их гранях – это тайные магические формулы.
К IV в. — времени возведения первого Собора Святого Петра — на месте будущей площади и бывшего цирка, вырос огромный некрополь.
После сооружения базилики перед ней была расчищена от зданий и захоронений обширная наклонная эспланада, на которой было запрещено всякое строительство. Эспланада предназначалась для проведения массовых торжеств во время христианских праздников.
К XVI в. площадь Святого Петра в Риме представляла собой большой четырехугольник с перепадом высот до 10 м. В ненастные дни грунтовое покрытие площади превращалось в непролазное болото, что вкупе с ветхой базиликой было «не к лицу» Святому Престолу. Папа Юлий II начал строительство нового собора, а Пий IV расширил площадь Святого Петра.
В 1586 г. нашлось применение и для обелиска из цирка Нерона, до тех пор стоявшего у южной стены храма. Папа Сикст V освятил его, очистив от «языческой скверны» (об этом свидетельствуют надписи на гранях), и распорядился перенести на площадь Святого Петра.
Позолоченный шар, украшавший до того вершину обелиска и хранивший, по преданию, прах Юлия Цезаря, был заменен крестом с частицей Животворящего Креста из Иерусалима. Имперского праха, кстати, в шаре так и не нашли.
Для переноса 300-тонного сооружения на площадь Святого Петра в Ватикане потребовалось 40 000 деревянных щитов, 40 лебедок и усилия 800 рабочих и 140 лошадей.
Руководил работами архитектор Доменико Фонтана. Под страхом смерти зевакам, собравшимся посмотреть на внештатное «представление», запрещалось переговариваться даже шепотом.
В какой-то момент канаты лебедок едва не лопнули, и только своевременный вскрик Бенедетто Бреска, капитана из Сан-Ремо – «Воды на канаты!» – помог избежать трагедии. Бреска не казнили, а щедро наградили привилегией поставки пальмовых ветвей к Пальмовому (Вербному) воскресенью. В центре Сан-Ремо до сих пор существует площадь, названная в честь находчивого капитана.
Гений иллюзий эпохи барокко
Середина XVII века. Перед Лоренцо Бернини, выигравшим конкурс папы Александра VII на проект площади, стояла чудовищная по неразрешимости задача: как увязать в одно архитектурное целое собор с вынесенным вперед вычурным фасадом по проекту Карло Мадерна, его же работы фонтан, пресловутый обелиск и старый проход в Апостольский дворец?
Перепад высот при этом тоже никто не отменял. Но для гения нет ничего невозможного, если он умело использует опыт не менее гениальных предшественников и современников.
Строительство велось в 1656-67 гг. Образцом для трапециевидной части, расположенной у собора – пьяцца Ретта – стала площадь Капитолия, созданная Микеланджело, а знакомство с работами Декарта по оптике помогло Бернини окончательно разобраться с прочими неувязками.
Для уменьшения перепада высот на 4 м была разрушена соборная лестница. Поверх нового настила были возведены 2 галереи и новая, сужающаяся по мере спуска, 75-метровая лестница, последняя ступень которой расположилась как раз на уровне основания обелиска.
Благодаря таким ухищрениям издали возникает полная иллюзия, что эта часть площади имеет правильную форму квадрата. Продолжением правой галереи, ведущей в Апостольский дворец, стала Скала Реджа, знаменитая парадная лестница, сужающаяся по мере подъема.
Эллипсоидная колоннада из 2-х полукружий (пьяцца Обликва), в целом традиционная для барокко, была развернута на 90 градусов так, что длинная поперечная ось расположилась не перпендикулярно, а параллельно фасаду.
Ритмичное чередование фонтана, обелиска и еще одного фонтана, возведенного Бернини по образцу работы Мадерна, отчетливо диктует сознанию зрителя, что это эллипс. Но глаз, привыкший точно определять расстояние по горизонтали, все равно видит окружность.
Такой эффект достигается благодаря нескольким факторам: размерам эллипса – 21 500 кв. м, углу его наклона и самой четырехрядной колоннаде из 284 колонн аскетичного тосканского ордера, создающей иллюзию вращения и скрывающей истинную глубину обеих частей площади.
Увидеть только первый ряд колонн и все венчающие их 162 статуи можно, если встать на один из мраморных дисков, расположенных по обеим сторонам обелиска.
Есть на брусчатке сампьетрино, брусках из темного порфира, названных так в честь площади, и другие отметки. От обелиска, выполняющего роль гномона солнечных часов, лучами расходятся линии с указателями сторон света. Полуденные маркеры можно найти между обелиском и фонтаном, находящимся справа (если стоять лицом к собору).
Пьяцца Рустикучи, третий «элемент» площади, ее «преддверие», была разбита на месте нескольких снесенных дворцов для того чтобы все-таки можно было беспрепятственно увидеть весь собор. Свой окончательный облик она приобрела к середине XX в., во время строительства виа делла Кончилиационе.
Добро пожаловать, или…?
Каждое воскресенье в 11.50 по местному времени на площади все ждут появления папы во втором справа окне верхнего этажа Апостольского дворца, совместного чтения молитвы «Ангел Господень» и краткой проповеди понтифика.
По средам с 10.00 утра площадь Святого Петра в Ватикане становится территорией для папской аудиенции.
В хорошую погоду Его Святейшество появляется на балконе собора Святого Петра, чтобы благословить паломников с разных концов света. Если погода не задалась, аудиенция проходит в зале на 6500 мест, построенном в 1964-71 гг.
Аудиенция Папы – мероприятие закрытое. Попасть на него можно только при наличии билетов, которые можно приобрести заранее на этом сайте. Только помните, что аудиенция пользуется огромным спросом среди туристов, а потому желающим принять в ней участие стоит позаботиться о билетах очень заблаговременно.
Если с аудиенцией все же не задалось, то можно ограничиться прямой трансляцией с церемонии – ее показывают на огромных экранах, установленных на площади. Кстати, проход на площадь Святого Петра в Риме в эти дни может быть ограничен.
Во время анонсированных обращений папы, инаугурационных и праздничных мероприятий площадь Святого Петра вмещает до 150 000 верующих.
Но и в обычные дни здесь полным-полно туристов: кто дотошно осматривает и фотографирует колоннаду, памятники и фонтаны, кто стоит в длинной очереди к билетным кассам в музеи Ватикана, кто сидит у обелиска, неспешно прогуливается или целенаправленно идет к Собору.
Посещение Площади лучше всего планировать в рамках экскурсии, объединяющей посещение самых интересных достопримечательностей Ватикана. Более подробно о наиболее интересных маршрутах на русском языке BlogoItaliano рассказал в этой статье.
Если же решитесь на посещение Ватикана самостоятельно, то вход на Площадь Святого Петра и в одноименный Собор – свободный, а вот для посещения Сикстинской капеллы и комплекса музеев Ватикана потребуются билеты, которые лучше приобретать заранее — через интернет.
Кассы имеются и на территории Ватикана, но, чтобы добраться до них, придется отстоять несколько часов в очереди. Тогда посещение столицы Католичества рискует запомниться не только шедеврами Бернини и Микеланджело.
Photos by: vgm8383, Paval Hadzinski, teachandlearn, Vito Palmi, Martin Fisch, Dan Cipolla, Robby Virus.
Автор alex
Topics: Рим