10 самых примечательных церквей и соборов Флоренции

10 самых примечательных церквей и соборов Флоренции

Автор alex

Topics: Флоренция

Флоренция заслуженно считается одним из самых красивых городов всего мира, и не последнюю роль в этом играет бесчисленное количество соборов и церквей. В этой статье BlogoItaliano представляет свою версию 10 самых примечательных церквей и соборов Флоренции, поражающих воображение не только внешним убранством, но и теми шедеврами, которые украшают их интерьеры.

Период XIII-XVII называют «золотым периодом» Флоренции: именно в это время в разбогатевшем городе строились самые знаменитые базилики, многие из которых и по сей день остаются непревзойдённым образцом средневековой и ренессансной архитектуры.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

В своё время собор Санта-Мария-дель-Фьоре стал самым большим в Европе. Сегодня он занимает четвёртое место в мире и способен вместить до 30 000 человек.

На строительство собора, который еще нередко называют просто Duomo, ушло почти полтора века. Над его созданием трудилась триада лучших архитекторов того времени: Джотто ди Бондоне, Андреа Пизано и Арнольфо ди Камбио.

Три архитектора работали и над возведением колокольни Джотто:  сам Джотто, Андреа Пизано и Франческо Таленти. Джотто и Донателло украсили внешние стены колокольни барельефами, а Филиппо Брунеллески взялся за создание огромного красного купола собора, где сегодня находится смотровая площадка.

Флорентийский Дуомо способен вместить до 30 000 человек

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре известен как местонахождение сразу двух бесценных произведений искусства: речь идёт о картине «Мария Магдалина» Донателло и «Оплакивание Христа» Микеланджело. Любопытный экспонат: «обратные часы», ни разу не остановившиеся с XV века.

Собор является одной из центральных точек нашего авторского маршрута по Флоренции на 1 день. Обязательно прочитайте о нем больше, если собираетесь в город, а Ваше время ограничено. Это позволит Вам увидеть гораздо больше 95% путешественников без гидов и переплат.

  • Часы работы: Пн-сб: 9:00-19:30
  • Выходной день – воскресенье
  • Собор закрыт 25 декабря, 1 января, на Пасху и 8 сентября
  • Билеты: Вход свободный

Базилика Сан-Лоренцо

Старую ризницу Базилики Сан-Лоренцо украшают фрески Донателло, сохранившиеся вопреки нескольким реконструкциям. Помимо Донателло над художественным оформлением храма работали Вероккио и Микеланджело.

Первые упоминания о базилике Сан-Лоренцо относятся к IV веку, однако своим нынешним обликом церковь обязана семье Медичи, по заказу которой началось  обновление святыни под руководством Филиппо Бруннелески.

Архитектору было не суждено завершить свой проект: Джованни Медичи скончался, а вместе с ним прервалось и финансирование строительства. Завершал реконструкцию спустя 12 лет другой архитектор Микелоццо де Баротоломео по заказу Козимо Медичи.

Базилика стала усыпальницей для всех членов семьи Медичи

Именно Козимо Медичи был первым представителем своего семейства, которого похоронили в подземной части базилики, ставшей впоследствии усыпальницей для всех членов семьи Медичи. Здесь похоронен и Лоренцо Великолепный — его гробница размещена в новой ризнице.

  • Часы работы: Пн-сб: 10:00-17:00
  • Вс: 13:30-17:30 (с марта по октябрь; закрыта по вс с ноября по февраль)
  • Билеты:  Взрослый – € 5.

Баптистерий Сан-Джованни

До XIX века всех жителей Флоренции, в том числе Данте и представителей семейства Медичи, крестили здесь — во Флорентийском баптистерии.

Баптистерий — одно из многих зданий во Флоренции, оспаривающих звание старейшего в городе.

В античные времена здесь был храм бога войны Марса, переделанный в христианский храм в IV веке и перестроенный в том виде, в каком мы его знаем сегодня, в XI веке. С IX по XII век баптистерий исполнял роль кафедрального собора Флоренции.

Здесь крестили всех жителей Флоренции вплоть до XIX века

Восьмигранная форма здания призвана напомнить о семи днях творения и дне крещения, когда происходит рождение заново. Поражает воображение потолочная византийская мозаика, в центральной части которой представлена картина Страшного суда.

Знамениты позолоченные панели Пизано и Гиберти, украшающие ворота. Восточные ворота работы Лоренцо Гиберти в своё время получили высокую оценку Микеланджело. Копию этих ворот можно увидеть на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге. Помещения баптистерия также украшают скульптуры Донателло, Микелоццо и других авторов.

  • Часы работы: Пн-пт:  8:15-10:15, 11:15-18:30, Сб: 8:15-18:30, Вс: 8:15-13:30
  • Билеты: Взрослый – € 5

Орсанмикеле

Церковь Орсанмикеле необычна не только по своей форме, но и по своему назначению: в течение двух столетий, с XIV по XVI века, Орсанмикеле выполняла одновременно две функции: храма и зернового хранилища.

После того как на средства, пожертвованные выжившими после эпидемии чумы, был заказан табернакль из мрамора, рынок перенесли в другое место и первый этаж целиком передали во владение церкви.

С XIV по XVI вв. Орсанмикеле одновременно была и храмом и зернохранилищем

Спустя некоторое время церковь Орсанмикеле стала местом паломничества для ремесленников. Цеховые гильдии нанимали знаменитейших художников своего времени (Донателло, Гиберти, Вероккьо), чтобы установить в нишах внешних стен фигуры своих святых покровителей.

  • Часы работы: Вт-пт: 10:00-17:00, Сб-вс: 10:00:17:00, Пн – выходной день.
  • Билеты: Вход свободный

Санта-Мария-Новелла

Санта-Мария-Новелла — это первая церковь, которую видят туристы, прибывающие во Флоренцию на поезде. Именно в этой церкви встречаются герои романа «Декамерон» Джованни Боккаччо и принимают решение покинуть город, объятый эпидемией чумы.

С привокзальной площади базилика Санта-Мария-Новелла производит довольно суровое впечатление. Тем разительнее контраст между романско-готическим стилем этой стороны базилики и ажурным главным фасадом.

Базилика была заложена в середине XIII века

Фасад из белого и тёмно-зелёного мрамора был закончен Леоном-Баттистой Альберти по заказу семейства Руччелаи в 1478 году: архитектор увековечил память о благодетелях церкви, поместив символ их рода  — корабли с надутыми парусам — над порталом.

Ещё одна реконструкция базилики, заложенной в середине XIII века, прошла под управлением Джорджио Вазари в середине XVI века.

С художественной точки зрения практически все капеллы церкви достойны внимания: «Мадонна с чётками» кисти того же Джорджио Вазари, «Троица» Мазаччо, «Распятие» Бруннелески — лишь малая доля тех сокровищ, которые хранятся в её недрах.

Здесь множество произведений искусства 14-16 веков

К сожалению, обычным посетителям закрыт вход в «клуатр мертвых», где погребены самые влиятельные семьи средневековой Флоренции. Зато всегда можно заглянуть в расположенную по соседству с храмом «мастерскую парфюмерии и фармакологии» – аптеку, открытую в XVII веке на базе парфюмерной мастерской XIV века.

  • Часы работы: Пн-чт: 09:00-17:30; Пт: 11:00-17:30 Сб: 09:00-17:00
  • Вс и дни религиозных праздников: 13:00-17:00 (с июля по сентябрь 12:00-17:00)
  • Билеты:  Взрослый – € 5

Санта-Тринита

Базилика Санта-Тринита обладает одной из самых обширных коллекций раннеренессансной живописи во Флоренции.

Базилика пережила несколько периодов реконструкции в конце XVI-XIX веков, в результате чего строгая романская церковь XIII века постепенно приобретала черты маньеризма и барокко.

Церковь Святой Троицы известна в первую очередь фресками Доменико Гирландайо, украшающими капеллу Сассетти, и росписями Лоренцо Монако в капелле Бартолини Салимбени. Стоит обратить внимание и на черно-белый мозаичный пол пресвитерия с причудливыми образами фантастических животных.

Базилику украшают фрески Гирландайо и росписи Лоренцо Монако

Бартолини Салимбени — фамилия знатной флорентийской семьи, владевшей капеллой. Скрытые под толстым слоем штукатурки, фрески на стенах капеллы были открыты лишь в конце XIX века. Перу автора фресок – художника Лоренцо Монако – принадлежит так же алтарная картина «Благовещение».

Банкир Франческо Сасетти воздвигнул капеллу в честь своего святого Франциска Ассизского, а в качестве художника пригласил Доменико Гирландайо. В работах Гирландайо религиозные сюжеты тесно переплетаются с городскими видами и портретами современников художника — простых жителей Флоренции XV века.

  • Часы работы: Пн-пт: 08:00-12:00 и 16:00-18:00, Сб-вс: 16:00-18:00
  • Билеты: Вход свободный

Базилика Санто-Спирито

Базилика Санто-Спирито стала одним из последних проектов знаменитого флорентийского архитектора Филиппо Брунеллески. Здесь хранится несколько важных работ художников и скульпторов XV-XVI веков — юного Микеланджело, Донателло, Бронзино, Перуджино, а также почти утраченная фреска Андреа Орканьи «Тайная вечеря».

Строительство базилики было задумано еще в то время, когда здесь находился монастырь августинского ордена — важный культурный центр города, на территории которого расположились школа, столовая для нищих и библиотека, частично переданная по наследству от Джованни Бокаччо.

Внутреннее убранство церкви украшают работы великих мастеров XV-XVI вв.

Но в 1471 году монастырь сгорел, а завершение начатой Брунеллески и достроенной его последователями церкви растянулось еще на пару десятилетий.

Фасад оставался неоформленным вплоть до XVIII века, когда было принято решение заштукатурить стены без привнесения декоративных элементов.  Одно из старых окон внутреннего фасада украшает работа Пьетро Перуджино «Троицын день».

В ризнице базилики Святого Духа хранится выполненное из дерева 17-летним Микеланджело «Распятие», а также алтарная картина «Святой Фиакр, исцеляющий больных» работы Бронзино.

Планировка базилики напоминает ранневизантийские храмы

В бывшей монастырской трапезной, где сегодня находится музей средневекового искусства Фонда Сальваторе Романо, можно увидеть остатки редчайшего для периода поздней готики религиозного произведения — верхнюю часть фрески «Тайная вечеря» Андреа Орканьи.

  • Часы работы: Пн-вс: 10:00-12:30 и 16:00-18:00
  • Выходной день – среда
  • Билеты: Вход свободный

Церковь Санта-Мария-дель-Кармине

Невзрачная с виду церковь Санта-Мария-дель-Кармине — одна из двух флорентийских церквей, где сохранились фрески Мазаччо.

На строительство церкви, посвящённой Мадонне ордена кармелитов, ушло два века — с 1268 по 1476 год.  Пожар 1771 года уничтожил значительную часть церкви, не затронув только Часовню Корсини, над росписью купола которой работал Джордано, и Капеллу Бранкаччи, украшенную фресками эпохи раннего Возрождения.

Капелла получила название в честь Филиппе Бранкаччи — политика, пригласившего Мазолино и Мазаччо для росписи семейной усыпальницы. Художники были вынуждены прервать работу над фресками, завершил роспись капеллы Филиппино Липпи.

Здесь можно увидеть фрески Мазаччо и работы Джорджо Вазари и Почетти

Среди других ценных произведений искусства, которые здесь хранятся, стоит упомянуть работы Джорджо Вазари и Бернардино Почетти.

  • Часы работы: Пн, Ср-сб: 10:00-17:00, Вс и праздничные дни: 13:00-17:00
  • Вт – выходной день
  • Церковь закрыта 1, 7 января и 25 декабря
  • Билеты: Взрослый – € 6 (для посетителей 18-25 лет – €4,50)

Церковь Данте (Basilica di Santa Margherita dei Cerchi)

Небольшая церковь расположена рядом с музеем великого поэта. Здесь Данте жил до того, как был изгнан из Флоренции, здесь венчался со своей женой Джеммой Донати и, по преданию, здесь же встретил Беатриче.

Церковь Святой Маргариты была построена почти тысячелетие назад – в 1032 году. Удивительно, но под её крышей нашли упокоение и возлюбленная Данте Беатриче Портинари, которая умерла в 24 года, и жена Данте, с которой поэт был обручён с 12 лет и на которой женился спустя некоторое время после смерти Беатриче.

Здесь жил Данте до своего изгнания из Флоренции

Надгробный камень Беатриче, которая венчалась тоже в этой церкви, сохранился до наших дней: перед ним всегда стоит корзина, заполненная записками, адресованными покровительнице неразделённой любви.  Могила Джеммы была утеряна.

  • Билеты: Вход свободный

Базилика Санта-Кроче

Одна из самых популярных церквей среди туристов, базилика Санта-Кроче получила неофициальное название «Пантеон Флоренции»: так много знаменитых флорентийцев похоронены здесь.

В базилике Святого Креста покоятся Галилей, Микеланджело, Джоаккино Россини и другие выдающиеся деятели Флоренции – всего около 300 человек.

Здесь должны были похоронить и Данте, но Равенна, принявшая изгнанного поэта на своей земле, отказалась вернуть его тело раскаявшейся Флоренции — могила так и осталась пуста.

Здесь покоятся самые знаменитые флорентийцы - всего около 300 человек

Помимо многочисленных гробниц церковь Санта-Кроче заслуживает внимания и по той причине, что здесь сохранились некоторые фрески Джотто (многие погибли под слоем побелки, нанесённой во время чумы,  когда в здании церкви был лазарет).

  • Часы работы: Пн-Сб: 9:30-17:30, Вс и некоторые праздники: 14:00-17:30
  • Закрыто: 1 января, Пасха, 13 июня, 4 октября, 25 и 26 декабря
  • Билеты: Взрослый – 8 Евро, для детей до 11 лет – бесплатно

Полезные статьи о Флоренции

Photos by: sailko,  LivornoDP, Dennis Jarvis, Carlo Raso.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (143 votes, average: 4,56 out of 5)
Loading...

Сохраните себе статью, чтобы не потерять:

Последнее изменение статьи: 28 Сентябрь 2018

Похожие статьи

Маршрут по Риму